Հեղինակ: Տիգրան Միրզոյան
18 сентября в ереванском Музее-институте архитектуры состоялась презентация сайта одного из лучших армянских архитекторов, народного архитектора СССР Рафаела Саркисовича Исраеляна. Автор и разработчик сайта, внук зодчего архитектор Арам Ганаланян. В мероприятии приняли участие известные архитекторы, родные и близкие мастера.
В БЕСЕДЕ С КОРР.»ГА» ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА МАРК ГРИГОРЯН отметил, что это первая выставка из архивных материалов выдающегося зодчего. «Рафаел Саркисович является основоположником этого архитектурного жанра,- cказал М.Григорян.- Огромный и бесценный архив Исраеляна был передан нашему музею-институту родственниками зодчего. Он должен быть стать достоянием общественности, потому что наследие мастера принадлежит всему армянскому народу. Мы уже обработали больше 1000 единиц, и это только начало. Архив нам дает возможность для организации многочисленных выставок».
Исраелян рисовал всегда, везде и на всем, что попадалось под руку — будь то клочок бумаги, салфетка, тарелка, камень. Потребность творить была у него в крови. Разносторонне одаренный, он увлекался книжной графикой, разрабатывал эскизы изделий прикладного творчества, рисовал, писал теоретические труды и короткие рассказы, в которых проявлялась вся его натура, полная энергии, позитивных эмоций. Это был скромный, требовательный к себе и окружающим человек. Не говоря уже о малых формах. В этом жанре он непревзойден.
В 1942 г., в суровые дни Великой Отечественной войны, Исраеляну было поручено спроектировать памятный родник в селе Паракар. По предложению автора, родник посвятили героям войны, о чем была сделана надпись на стене родника. Идея родника-памятника стала быстро распространяться по республике, найдя горячую поддержку в народе.
На красочно оформленных стендах посетители смогут увидеть эскизы родников , сделанные в различные периоды творчества мастера. Памятники были установлены в Паракаре, Степанаване, Сисиане, Аштараке, Горисе во дворе храма в Гегарде и других местах.
Если в раннем периоде Рафаел Саркисович работал акварелью, то его поздние эскизы сделаны пером, мелками и фломастером. Это Орел-строитель у Южного въезда в Ереван, Ваагн-вишапоборец у Северного въезда, родник-памятник дружбы городов Еревана и Каррары, памятники, посвященные жертвам геноцида 1915 г, героической обороне Муса-Лера и Апарана.
Отметим, что многие произведения Исраеляна остались на бумаге. К примеру, эскиз родника-водопада, который мог бы быть установлен напротив памятника Х.Абовяна в Ереване или родника, нарисованного Рафаелом Саркисовичем для Степанакерта и другие. Жаль, конечно, потому что этот архитектурный стиль придает городу или местности особый национальный образ. Не будем забывать, что Исраелян имел особый самобытный почерк, который проявлялся во всех без исключениях его произведениях .
РАФО, КАК НАЗЫВАЛИ АРХИТЕКТОРА СОВРЕМЕННИКИ И ДРУЗЬЯ, отличало умение находить органичные проектные решения на основе традиций, заложенных предшественниками, использовать простые, лаконичные и компактные конструкции, чтобы вдохнуть в них мощь и красоту. На базе достижений прошлого он создавал новое, вкладывая новый смысл в каждую деталь, фрагмент, строение, и при этом, как говорил он сам, «не копировал прошлое, а лишь пользовался им». Обладая оригинальным творческим мышлением, Исраелян проложил собственное направление в отечественной архитектуре, объединив традиции национального зодчества с современными тенденциями, найдя воплощение своих архитектурных замыслов в богатстве армянской культуры. Тем самым вслед за творениями Александра Таманяна национальное начало в архитектуре той эпохи получило значение ключевого.
По проектам этого рыцаря армянской архитектуры построено свыше 150 зданий и сооружений – памятных, христианских, промышленных, общественных, жилых, а также произведений малой формы архитектуры. Множество идей осталось на бумаге в виде эскизов и проектов, в десятках папок, которые его прямые потомки передали музею. Среди них — проекты нереализованных строений и мемориальных памятников, варианты осуществленных сооружений, многочисленные эскизы, акварельные работы, литературные произведения – рассказы и воспоминания, профессиональные и научные статьи, записи выступлений архитектора и многое, многое другое. Как отметил Марк Григорян, по архивным материалам Рафаела Саркисовича можно организовать десятки уникальных выставок, что, кстати, и собирается сделать руководство музея. А некоторые нереализованные шедевры могли бы занять достойное место рядом с другими творениями мастера.